
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ КОМПАНИИ Часть 5
BOS #12, 2006
Этой статьей мы завершаем цикл о возможностях автоматизированной системы компьютерного анализа ситуаций "Энциклопедия деловой информации Украины (ЭДИ-Украина)" компании "СИДКОН" и ее применении для целей конкурентной разведки предприятия. Итак, подведем итоги.
НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Компьютерная программа "Автоматизированная система компьютерного анализа ситуаций "Энциклопедия деловой информации Украины (ЭДИ-Украина)" предназначена для комплексной автоматизации решения широкого спектра информационно-аналитических задач (справочных, ситуационных, экспертных, прогнозных) в организациях, чья деятельность требует анализа разнородных слабоструктурированных сведений об экономической, социальной, политической и иных ситуациях на основе систематического накопления как структурированных, так и неструктурированных документальных и фактографических данных о предприятиях, банках, организациях, учреждениях, а также связанных с ними лицах, рынках, событиях, проблемах.
Система обеспечивает высшее руководство организации, ее экспертов и аналитиков как оперативной информацией, касающейся различных направлений деятельности и необходимой для принятия краткосрочных решений, так и сводной информацией, необходимой для комплексного управления рисками экономического, социально-политического, административно-правового, криминального, техногенного и иного характера. Основными целями внедрения системы являются:
- упреждающее выявление угроз политического, финансово-экономического и иного характера в сфере интересов деятельности организации;
- информационно-аналитическая поддержка процессов подготовки, принятия и сопровождения решений;
- информационная экспресс-оценка партнеров, клиентов, конкурентов, контрактов и иных объектов на предмет связи с источниками риска;
- информационный контроль (экономическая разведка) развития инфраструктуры рынка, конкурентов, их рекламных мероприятий;
- информационное сопровождение собственных активных мероприятий на рынке (публикации, реклама, выставки, дезинформация);
- комплексный контроль состояния защищенности важнейших объектов, ресурсов, коммуникаций, конфиденциальных сведений;
- обеспечение координации и взаимодействия функциональных подразделений организации на основе взаимного обмена информацией об его окружении.
Данные цели реализуются через накопление в базе данных системы получаемой информации из собственных и внешних источников информации о сфере деятельности организации (пресса, реклама, органы государственной регистрации и отчетности, специализированные агентства, глобальные компьютерные сети и др.). При этом обеспечивается интеграция сведений в отношении одних и тех же объектов (организаций, лиц, событий, рынков и т.п.), поступающих в разное время из различных источников.
На сформированной таким образом информационной базе может решаться широкий спектр задач в интересах различных подразделений организации:
- выявление среди партнеров лиц и организаций, имеющих признаки связи с вероятными источниками угроз (конкурентами, мошенниками, фирмами-банкротами, криминальными структурами, предъявителями фальшивых документов, участниками иных чрезвычайных происшествий);
- анализ инвестиционных предложений организации (учредительские и акционерные связи инвестора, его зависимость от крупнейших стратегических инвесторов, партнерские связи и опыт деятельности на фондовом рынке, пересечение связей с другими акционерами предприятия, цели и стратегия инвестора, чьи интересы он выражает, оценка рентабельности инвестиционного проекта для предприятия и риска его внешней зависимости);
- первичная оценка и текущий контроль экономического состояния крупных партнеров и контрагентов организации (оценка платежеспособности, контроль исполнения договоров, участие в поиске цепочек погашения задолженностей);
- оценка надежности и устойчивости партнеров организации;
- поиск условий и обстоятельств, конкретных участников нанесения ущерба организации. Изучение связей участников; поиск признаков подготовки и нанесения ущерба персоналу, руководству, объектам организации;
- поиск каналов и источников изучения конкурентов организации через их учредительные, акционерные, партнерские, территориальные связи;
- отслеживание макроэкономических изменений и конкретных событий, происходящих на рынках, в регионах, которые свидетельствуют о новых факторах конкурентной борьбы, взаимоотношениях с государством, правовых условиях хозяйствования;
- поиск данных о совершенных и планируемых переговорах, командировках, выставках, публикациях, иных внешних контактах функциональных подразделений организации, относящихся к данным проблемам, объектам, регионам;
- поиск всех прямых и опосредованных связей заданного объекта (проблемы, документы, лица) в инфраструктуре организации, а также данных о защите соответствующих каналов административными, организационными и специальными мероприятиями.
Задачи, решаемые с помощью компьютерной программы "ЭДИ-Украина", непосредственно не затрагивают процессы принятия управленческих решений руководителями подразделений организации, но позволяют получить по запросу в виде досье структуру прямых и опосредованных связей изучаемого объекта и очертить среди них проблемные точки (выходы на источники угроз или объекты интереса организации), по которым необходимо вести детальный анализ с подключением всех информационных ресурсов.
Концептуальная модель информационно-аналитической поддержки принятия решений при системном мониторинге различных источников предусматривает пять этапов:
- Подготовительный этап, включающий генерацию задач с учетом заинтересованности и целей пользователя, определение главных участников событий и их иерархии, основных пакетов проблем и альтернатив, приоритетов для принятия решений в той или иной сфере деятельности, установление концепции и требований к информационной структуре (формирование и загрузка баз данных, проведение социологических и экспертных опросов, экономического анализа и т.п.).
- Информационный этап, состоящий из сбора и обработки информации с помощью современных информационных технологий, проверки достоверности полученных данных, обобщения экспертных оценок, ведения баз данных, формирования многофункциональных информационных сред.
- Аналитический этап, включающий отбор актуальной информации, оценку событий и их участников по наиболее актуальным проблемам, прогнозирование развития ситуации и оценку уровня нежелательных событий.
- Многофункциональное моделирование, позволяющее оценить возможности целенаправленного изменения степени риска последствий принимаемых решений, генерировать данные и документы для поддержки принятия решений, оценить разные перспективы изменения ситуации, ее напряженности, оперативно оценить разные сценарии и пути нормализации ситуации, провести комплексный анализ воздействия и взаимообусловленности экономических и политических факторов.
- Обобщение результатов, включающее регламентные процедуры при подготовке выходных документов для поддержки и принятия решений, оценку стабильности или критичности ситуации и возможные пути ее нормализации, комплексную оценку факторов напряженности, оценку степени риска взаимодействия с главными участниками событий путем решения наиболее актуальных проблем для нормализации ситуации.
ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ СИСТЕМОЙ
Исходя из модели информационной среды организации (рынка, региона, партии, движения и т.д.), включающей внешние события, оказывающие воздействие на организацию (конкуренция, законодательство, социально-политическая обстановка и т.п.), а также события, происходящие внутри самой организации, компьютерная программа "ЭДИ-Украина" обеспечивает решение следующих задач:
- Накопление и систематизацию информации:
- о физических и юридических лицах, а также событиях, связанных с финансово-экономическими, социальными, имиджевыми, политическими и иными интересами;
- о структуре и деятельности тех или иных учреждений и организаций, политических партий и движений, региональных и отраслевых рынках и т.п.;
- о связях между различными информационными объектами (лицами, организациями, событиями, регионами и т.д.);
- о динамике развития ситуации в различных отраслях, на внутренних и международных рынках;
- обо всех встречах, контактах, переговорах и иных событиях, касающихся как внешней деятельности организации, так и обо всех событиях и лицах внутри самой организации;
- иная информация, представляющая интерес для организации (например, юридическая, справочная, техническая и т.п.).
- Создание условий для максимально быстрого и полного доступа заинтересованных сотрудников организации к накопленной в базах данных информации (в соответствии с установленными правами доступа).
- Обеспечение полноты и наглядности многоаспектного отображения интересующих пользователя сведений и обобщения данных в виде макроэкономических визуальных моделей, позволяющих в удобном для восприятия виде отобразить как общую картину состояния и взаимосвязи бизнес-структур, так и в реальном времени получить подробную информацию о деталях.
- Обобщенное представление информации в наглядном графическом виде - в виде "Ситуационных карт".
СОСТАВ СИСТЕМЫ
Компьютерная программа "ЭДИ-Украина" реализует технологию "Клиент-сервер" и может функционировать как на автономной рабочей станции, так и в локальной сети. В состав системы входят программное обеспечение, реализующее вышеуказанные задачи; база данных, в которой накапливается информация открытого доступа; база данных с конфиденциальной информацией, доступ к которой ограничивается принятой в организации политикой безопасности.
В качестве системы управления базами данных используется СУБД SQLAnywhere, а инструментом проектирования выступает PowerBuilder.
Основными информационными объектами компьютерной программы "ЭДИ-Украина" являются: первичные материалы (введенные в базу данных документы из различных источников); лица, к которым проявлен интерес; организации (органы власти, их структурные группы, партии, предприятия, банки, СМИ, международные организации); рынки/проблемы; регионы; события, связанные с организациями и лицами; действия лиц и организаций; устанавливаемые между объектами связи.
В формируемой в системе базе данных (БД) накапливаются во взаимосвязи следующие блоки данных: массив первичных документов (в формате html); досье предприятий, организаций, банков, результаты их экономической деятельности; досье лиц; информация о рынках, регионах; информация о событиях в социально-экономической, политической и иных сферах; ситуационные карты, декларативные и иные запросы.
Структуру БД условно можно представить в виде графа, в узлах которого расположены перечисленные выше информационные блоки, связанные между собой двусторонними направленными связями, несущими смысловую нагрузку.
РЕЖИМЫ РАБОТЫ
В компьютерной программе "ЭДИ-Украина" реализуются четыре режима работы:
- Просмотр и редактирование информационных объектов.
- Процедурный поиск, позволяющий путем последовательного задания поисковых критериев на классы и связи-сущности осуществлять поиск необходимых информационных объектов.
- Декларативный поиск, заключающийся в формировании множества объектов по графически задаваемому предписанию - диаграмме поиска.
- Ситуационная карта, наглядно отображающая информационные объекты и связи между ними.
Система позволяет искать нужную информацию, задавая критерии по любым атрибутам информационных блоков и связей, так как все атрибуты являются поисковыми. Это относится и к текстовым полям, по ним реализован контекстный поиск. Запрос на поиск формулируется в виде графа, вершинами которого являются наименования информационных блоков, соединенные связями. Поисковые критерии могут задаваться как для вершин, так и для связей. В результате работы поискового механизма выдается та часть БД, элементы которой соответствуют сформулированным критериям.
Для повышения наглядности ответ на сформированный запрос может быть представлен на экране в наглядном графическом виде с элементами обобщения данных - в виде Ситуационной карты (СИТ-карты). СИТ-карта изображается в виде графа, вершинами которого являются организации (партии, регионы, группы, банки и т.п.), соединенные линиями, представляющими обобщенные связи. Наглядность обеспечивается варьированием формы, размеров, окраски, густоты цвета и толщины линий. При этом связи между объектами на СИТ-карте являются обобщенными: они отражают не только прямые связи, но и показывают опосредованные, построенные по специальному алгоритму.
Для отслеживания динамики состояния области интересов пользователя предусмотрена операция сравнения СИТ-карт, построенных на разные даты. Результатом сравнения двух СИТ-карт являются СИТ-карты "Добавилось" и "Убавилось", на которых отображаются добавившиеся или убавившиеся объекты и связи за время, прошедшее между датами построения сравниваемых СИТ-карт.
В системе реализована функция автоматической привязки вводимых документов к имеющимся в БД лицам и организациям, что существенно уменьшает трудоемкость поддержки БД в актуальном состоянии. Привязка облегчается возможностью поддерживать в системе синонимы названий организаций и фамилий лиц (например, аббревиатуры наименований, русские и украинские фамилии и т.п.).
Одним из основных отличий и преимуществ данной системы является легкость создания многообразных перекрестных связей между различными информационными объектами по принципу "многие ко многим", в то время как большинство реляционных СУБД позволяют строить системы только со ссылками "один ко многим".
Общение с пользователем в системе выполняется в форме диалога. Наличие дружественного интерфейса позволяет создавать информационные системы высокой сложности нетрадиционным путем - без помощи программистов и без привлечения сторонних организаций.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНО-АППАРАТНОМУ КОМПЛЕКСУ
Для нормальной работы системы необходимы:
- IBM-совместимый персональный компьютер с центральным процессором Intel Pentium II (и выше);
- оперативная память - не менее 64 Мбайт;
- свободное дисковое пространство - не менее 50 Мбайт (только под оболочку);
- операционная система Windows 95/98/2000/ХР.