СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ КОМПАНИИ Часть 4
BOS #11, 2006
Специалисты консалтинговой компании «СИДКОН» о применении интегрированного банка данных (ИБД) на базе системы «Энциклопедия деловой информации (ЭДИ) — Украина» для конкурентной разведки предприятия.
ТЕМАТИКА НАКАПЛИВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ
ИБД на основе системы «ЭДИ-Украина» обеспечивает накопление и систематизацию информации о физических и юридических лицах, а также событиях, связанных с финансово-экономическими, социальными, имиджевыми, политическими и иными интересами; о структуре и деятельности учреждений и организаций, политических партий и движений, о региональных и отраслевых рынках; о связях между различными информационными объектами (лицами, организациями, событиями, регионами); о динамике развития ситуации в различных отраслях, на внутренних и международных рынках; иной информации, представляющей интерес для компании (юридической, справочной, научно-технической, технологической и т.п.).
В состав системы входят:
- специальное программное приложение, реализующее интерфейс системы;
- база данных, в которой накапливается информация открытого доступа;
- база данных с конфиденциальной информацией, доступ к которой ограничивается принятой в компании политикой безопасности.
В системе «ЭДИ-Украина» реализуются следующие режимы работы:
- просмотр и редактирование информационных объектов;
- процедурный поиск, позволяющий путем последовательного задания поисковых критериев осуществлять поиск необходимых информационных объектов;
- декларативный поиск, заключающийся в формировании искомого множества объектов по графически задаваемому предписанию — диаграмме поиска;
- ситуационная карта, наглядно отображающая обобщенные данные (информационные объекты и связи между ними).
Основными информационными объектами системы «ЭДИ-Украина» выступают:
- первичные материалы — введенные в базу данных документы, полученные из различных источников, а также аналитические обзоры;
- лица, к которым проявлен интерес;
- организации (органы власти и их структурные подразделения, группы (неформальные), партии, предприятия любой формы собственности, банки, СМИ, международные организации);
- рынки;
- проблемы;
- регионы;
- события, каким-либо образом связанные с организациями и лицами;
- действия лиц и организаций;
- разнообразные связи, устанавливаемые между указанными выше объектами.
В формируемой базе данных (БД) накапливаются во взаимосвязи различные блоки данных: массивы первичных документов; досье организаций и результаты их экономической деятельности; досье лиц; информация о рынках, регионах, проблемах и событиях, происходящих в социально-экономической, политической и иных сферах; ситуационные карты, декларативные и иные запросы.
Структуру БД условно можно представить в виде графа, в узлах которого расположены перечисленные выше информационные блоки, скрепленные между собой двусторонними связями, несущими смысловую нагрузку.
Возможности системы при работе с первичными материалами
Первичные материалы — это электронные документы, содержащие информацию, представляющую интерес для Службы деловой разведки компании. Они могут быть получены самыми различными путями: созданы в текстовом редакторе, отсканированы из печатного источника, взяты с веб-сайта и т.д. Документы, помимо текстов, могут включать в себя графические объекты (рисунки, диаграммы, фотографии), а также табличные данные. В этом случае файлы таких документов перед вводом в систему должны быть преобразованы в формат веб-страницы (html).
С документами можно выполнять следующие операции: ввод и редактирование; поиск документов по различным критериям и контекстный поиск внутри документа; выдачу списка информационных объектов, связанных с выбранным документом; отображение связей между информационными объектами, связанными с выбранным документом; автоматическое связывание введенного документа с лицами и организациями, которые в нем упоминаются.
Помимо содержания документа в БД отражаются порядковый номер и источник документа, краткое резюме, степень конфиденциальности, идентификатор пользователя, осуществившего ввод документа.
Возможности при работе с классом «Лица»
В системе «ЭДИ-Украина» накапливается и отображается информация о физических лицах, представляющих интерес. Пользователь имеет возможность поиска всех лиц по выбранным критериям, добавления новых лиц, привязки вновь вводимых документов и первичных материалов, установления связей выбранного лица с другими лицами, организациями, регионами, событиями, а также с действиями, совершенными этим лицом, формирования отчета по выбранным объектам, вычисления и отображения рейтинга объекта.
Первичная информация по лицу включает в себя ФИО, дату рождения, занимаемую должность, место жительства и телефоны, сферу контроля и управления (в какой сфере это лицо осуществляет свою деятельность), идентификационный налоговый номер, биографию, открытые и конфиденциальные данные, характеризующие лицо, фотографию.
Информация по связи данного лица с другими лицами (организациями) включает объект (фамилии лиц или названия организаций, связанных с рассматриваемым лицом), характер и период связи. Информация по действиям лица подразумевает наименование, тип и характер действий, совершаемых лицом; дату начала совершения и окончания действия; дополнительную информацию конфиденциального характера. Связь лица с событиями отображается в виде названия события, роли лица и характеристики связи, дополнительной конфиденциальной информации. Связь лица с регионами позволяет узнать статус лица в конкретных регионах, даты начала и окончания деятельности там, описание характера связей, а также дополнительную информацию конфиденциального характера.
Кроме того, система «ЭДИ-Украина» позволяет:
- просмотреть динамику изменения связей определенного лица с другими лицами или организациями;
- построить полные графические карты связей определенного лица;
- отобразить все существующие в системе связи рассматриваемого лица с другими информационными объектами в виде дерева и выдать отчет по этому дереву.
Возможности при работе с классом «Организации»
Для удобства работы организации разбиты на следующие типы: органы власти, структурные подразделения органов власти, группы, партии, предприятия, банки, средства массовой информации, международные организации. Возможные операции с организациями аналогичны операциям с лицами.
Информация по свойствам организации включает название, тип, код ЕГРПОУ, предмет бизнеса, вид собственности, организационно-правовую форму, фактический адрес, телефон, уставный фонд, число работающих и акционеров, дату начала и прекращения деятельности, а также другие открытые и конфиденциальные данные, характеризующие организацию. Кроме того, по организации можно получить расчетные, текущие и валютные счета, балансы, финансовую отчетность и экспортно-импортные операции за определенный период времени, объемы производства (коды, названия и количество выпускаемой продукции).
Для банков в системе дополнительно имеются год и квартал отчетности, уставный фонд, собственный капитал, чистые активы и пассивы, доходность капитала, кредитно-инвестиционный портфель (КИП), отношение КИП/капитал, результат года и рейтинг банка.
«ЭДИ-Украина» позволяет отслеживать связи организации с рынками и проблемами, ее роль и место, подтверждая эти связи соответствующими первичными материалами.
Возможности при работе с классом «События»
Система позволяет работать с информацией о произошедших или предстоящих событиях в какой-либо сфере деятельности, а также связывать эти события с лицами, организациями и регионами, привязывать к событиям первичные материалы.
Все возможные операции с событиями аналогичны операциям, выполняемым с лицами, и включают элементы: название и тип (свершившееся или предстоящее) события, дату начала и окончания, описание условий и последствий события, дополнительные данные, характеризующие событие.
Возможности при работе с классом «Рынки»
В системе накапливается и отображается информация о различных рынках, их связях с организациями, действиями и экономическими характеристиками. Все возможные операции с рынками аналогичны операциям, выполняемым с лицами.
Информация по рынкам предоставляется в следующем виде: название рынка, составной частью какого более общего рынка он является, характеризующие рынок открытые данные, дополнительные данные конфиденциального характера. Кроме того, в системе формируются экономические характеристики рынка: год, квартал, объем сделок в натуральном или денежном выражении в указанный период.
Возможности при работе с классом «Регионы»
Система «ЭДИ-Украина» позволяет накапливать и отображать информацию о различных регионах, связывать регионы с лицами, организациями и событиями, привязывать к регионам и их связям первичные материалы. Предлагаемые данные включают полное название и тип региона, годовой внутренний продукт, количество проживающего населения, характеризующие регион открытые и конфиденциальные данные.
Возможности при работе с классом «Проблемы»
В процессе накопления информации различные проблемы рассматриваются в связи с организациями, автоматически привязываются к первичным материалам. Все возможные операции с проблемами аналогичны операциям, выполняемым с рынками, и включают элементы: название, частью (подпроблемой) какой более общей проблемы является, характеризующие проблему открытые и конфиденциальные данные.
Возможности при работе с классом «Аналитические обзоры»
В отличие от всех ранее рассмотренных классов информационных объектов, аналитические обзоры не привязываются к первичным материалам, а также к другим информационным объектам и связям. Аналитические обзоры можно искать, просматривать, вводить новые, выводить на внешние носители, распечатывать, удалять. Пользователю доступны название и тематика обзора, дата его составления и ввода в систему, содержание.
БЫСТРЫЙ ПОИСК
Важным элементом аналитической работы является быстрый поиск различных информационных объектов, хранящихся в базе данных, выявление связей между ними. В системе «ЭДИ-Украина» такая возможность реализуется в режимах поиска и редактирования, процедурного и декларативного поиска.
В режиме поиска и редактирования реализован эффективный механизм поиска, позволяющий быстро находить необходимые информационные объекты: первичные материалы, аналитические обзоры, лица, организации, события, рынки, проблемы и регионы. Для поиска необходимого информационного объекта формируется поисковое предписание любой степени детализации. Процедурный поиск позволяет из полного графа базы данных выделить подмножество деревьев, удовлетворяющих последовательно задаваемым критериям на все вершины и связи, начиная с корневых. В процессе процедурного поиска формируется множество искомых объектов путем выполнения следующих шагов:
- первое (корневое) множество формируется указанием класса и критерия поиска на объекты этого класса;
- следующее искомое множество формируется исходя из уже существующего с помощью процедуры «Поиск по связям»;
- шаг 2 может повторяться неограниченное число раз.
Поиск может осуществляться не только по информационным объектам, но и по связям между ними.
В отличие от процедурного поиска, в котором из полного графа базы данных выделяется подмножество деревьев, удовлетворяющих последовательно задаваемым поисковым критериям на все вершины и связи, декларативный поиск связан с выделением из полного графа базы данных подграфа с заранее заданной структурой и заданными критериями на отбор вершин и ребер.
Декларативный поиск заключается в формировании множеств объектов по графически задаваемому предписанию, называемому диаграммой поиска. По результатам поиска строятся деревья результатов. Построенная диаграмма поиска запоминается и может использоваться многократно.
НАГЛЯДНОСТЬ АНАЛИЗА
Система «ЭДИ-Украина» позволяет в наглядном виде (в виде дерева) отобразить структуру имеющейся базы данных (БД), оценить объем информации по каждому классу информационных объектов, просмотреть свойства объектов, документы, связанные с ними, а также документы, привязанные к связям объектов с объектами других классов.
По дереву объектов БД можно получить детальную информацию по следующим элементам:
- свойства выбранных информационных объектов;
- документы, связанные с выбранными информационными объектами;
- связи выбранных информационных объектов с лицами, организациями, действиями, событиями, проблемами, рынками, регионами, экономическими характеристиками, результатами деятельности.
В режиме «Ситуационная карта» результаты аналитической работы с информационными объектами представляются в виде графических моделей — ситуационных карт (СИТ-карт), которые в обобщенной и наглядной форме отображают накопленную и систематизированную в базе данных информацию.
В СИТ-карту могут включаться структуры власти, политико-экономические формальные и неформальные объединения, крупные предприятия в их взаимосвязи и региональном разрезе для удобного восприятия и интуитивно согласованной интерпретации (истолкования).
Вершинами СИТ-карты могут выступать органы власти, группы (олигархии), политические партии, крупнейшие предприятия, концерны, банки и СМИ, рынки и регионы. Ребра (линии, связывающие между собой вершины) ассоциируются с обобщенными связями объектов. В целях наглядности связи подразделяются на три типа: управляющие (объединяющие), конфронтационные (враждебные) и нейтральные.
В системе «ЭДИ-Украина» реализованы функции построения СИТ-карт двух типов:
- универсальная (обычная СИТ-карта), отображающая связи организаций, регионов, рынков;
- для одной группы (СИТ-карта типа), отображающая персональные связи конкретной группы с органами власти, регионами, партиями, предприятиями.
Система «ЭДИ-Украина» позволяет выполнять построение и сохранение СИТ-карты, раскрытие содержания вершины или связей между объектами, высвечивание/гашение и перемещение связей и объектов, отображение элементов СИТ-карты, содержащих изменения (на заданную величину) за определенный промежуток времени, формирование отчета, сравнение СИТ-карт по одному и тому же запросу на разные даты и др. В системе реализована возможность группового построения нескольких СИТ-карт и отчетов по их сравнению.
Продолжение следует
Источник: Best of Security
Вязто с http://www.sec.ru